Чему обучают ребёнка в детском саду
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Муромцевский детский сад № 7 присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарногигиенических. профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур» Муромцевского муниципального района Омской области функционируют группы: общеразвивающей направленности и оздоровительной направленности.
Образовательная программа дошкольного образования разработана творческой группой Муромцевского детского сада № 7, на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования. и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса дошкольного учреждения. Программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка и создания развивающей образовательной среды для социализации и индивидуализации детей. Образовательная программа дошкольного образования Муромцевского детского сада № 7 разработана всоответствии с требованиями основных нормативно - правовых документов:
- Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 №304-ФЗ,
- Федеральным законом «Обобразовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,
- Приказом МинпросвещенияРоссийской Федерации №373 от 31.07.2020 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа,образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального 3 государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказа Минпросвещения РФ;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685- 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным 349 стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
ФГОС ДО и Федеральная образовательная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования (далее - Программа), обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ,который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
В программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Федеральной программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Федеральной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Федеральной программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями 3 обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Федеральной программы входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Федеральной программы включает описание психологопедагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материальнотехническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
При соблюдении требований к реализации Программ и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Цели Программы — Целью программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Для достижения целей Программы поставлены следующие задачи: обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ 3 патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
В дошкольном образовательном учреждении функционирует 6 возрастных групп:
• группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (1,6-3лет) – 2 группы, 4 группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста (3-7 лет), осуществляющие реализацию образовательной программы дошкольного образования. В Муромцевском детском саду № 7 функционирует логопункт для детей с фонетикофонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи (5-7лет). Реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей физического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.
Группы формируются в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников и социальным запросом родителей. Предельная наполняемость групп раннего возраста, групп общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста устанавливается в соответствии с нормативами, определенными законодательством Российской Федерации в области образования.
Контингент ежегодно формируется на основе социального заказа родителей. 351 Комплектование групп осуществляется детьми от 1,5 до 7 лет по возрастному принципу. Построение образовательного процесса осуществляется в соответствии с требованиями, с учетом реализуемой программы, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.